В песне «Главная мама Татарстана» жена Шаймиева преподносится в приторно-сладком варианте. Детям рассказывают о том, какое замечательное у нее имя – Сакина (ударение на последнее «а»): «Это имя как изюм, как рахат-лукум – Сакина-Ханум, Сакина-Ханум / Раньше мы не знали ее / Пусть имя ее незнакомо / Но сердцу в душе так тепло / От нее всегда веет радостью дома».
«Колокольчик» – не первая книга с лестью в адрес четы Шаймиевых. Незадолго до детского сборника в Казани вышел роман-биография в стихах «Две великих личности». Поэт Кави Латып посвятил свое произведение «двум великим татарам» – Шаймиеву и Гаязу Исхаки. «Мои соплеменники хранят их имена в своих сердцах. С их именами мы шагаем вперед, шагаем в будущее», – пишет Латып. Исхаки – действительно культовая фигура для Татарстана, особенно в литературных кругах. Однако львиную долю повествования занимают заслуги Шаймиева. И такие оды характерны не только для Татарстана, где лесть хоть как-то можно объяснить особенностями национальной культуры.
«Разгонит тучи он руками»
Еще пару лет назад поэтов на произведения подобного рода вдохновляли в основном предвыборные кампании. Именно в это непростое время написала песню о губернаторе Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко Юлия Беломлинская. Причем, по собственной инициативе и бескорыстно, так как с Матвиенко она лично не знакома и требовать поощрения за свой труд не собиралась. Получилось впечатляюще: «Город гнул и город плавил, / Город нам отметки ставил, / И теперь ты знаешь, Валя, / Этот город наш с тобой».
Выборы губернатора Красноярского края тоже не обходились без песен. Правда, спикеру краевого парламента Александру Уссу, претендовавшему на губернаторское кресло, шансон в исполнении Славы Медякина не помог. Не исключено, что песня «Губернатор Усс – наш козырный туз» лишь навредила кандидату, потому что откровенно смахивала на «блатняк». Как показали результаты выборов, голосовать за «козырного туза» желающих мало.
Куда больше повезло с «придворными авторами» губернатору Читинской области Равилю Гениатулину. В гимне области, написанном композитором Василием Волковым на слова скромного неизвестного автора (говорят, текст написал один из чиновников местной администрации, который стесняется признаться в авторстве), поется так: «А в этой жизни нам, ребята, / Бойцовский дух на высоте держать. / Чтоб забайкальцы, как наш губернатор, / И труд, и спорт умело сочетать».
Сочиняют стихи и о столичном градоначальнике Юрии Лужкове. Молодой поэт, студент заочного отделения московского Литературного института Махмуд Мухтарович Отар-Мухтаров в канун Дня города опубликовал на своем сайте следующие строки (орфография – на совести автора): «Разгонит тучи он руками, / Посыпет соль зимой на снег. / И все поймут прекрасно сами: / Лужков – прекрасный человек! / Москва растет, благоухает, / Тут так прекрасно – нету слов! / Но далеко не каждый знает, / Что сделал это мэр Лужков». Немудрено, что некоторые руководители относятся к подобному творчеству настороженно: не поймешь, то ли искренне пишет, то ли издевается.
Оближи губернатора
Художники не отстают от поэтов и музыкантов. Мастер из города Зернограда Ростовской области Сергей Прокофьев написать портрет своего губернатора пока только мечтает. Но встретиться с Владимиром Чубом не удается, и Сергей тренируется на знаменитостях своего города, при этом честно признается, что пишет портреты исключительно ради финансовой выгоды.
В отличие от зерноградца Прокофьева, у придворного художника со стажем Никаса Сафронова проблем с «натурой» нет. Особо нежные отношения у Сафронова с ульяновской администрацией: он рисовал и экс-губернаторов Юрия Горячева и Владимира Шаманова. Причем портреты Сафронов, по его утверждению, пишет, не рассчитывая на вознаграждения. В одном интервью Никас сказал, что считает неприличным просить деньги у губернаторов. Более того, на всевозможных международных форумах неизменно старается «продвигать» интересы области.
В конце сентября на праздновании 100-летнего юбилея Пензенского краеведческого музея была представлена портретная галерея пензенских губернаторов, которые достали из запасников, и впервые широкой публике был представлен портрет действующего губернатора Василия Бочкарева. В ряду своих предшественников, управлявших Пензенской губернией в прошлом, Василий Кузьмич выделяется, прежде всего, размерами – его портрет почти в два раза больше остальных. Семь лет назад Василий Бочкарев был в первый раз избран главой администрации Пензенской области. Через пару месяцев одна из пензенских фабрик запустила производство мороженого под маркой «Губернатор». Злые языки тогда шутили, что подчиненные чиновники «получили возможность лизать «Губернатора» в неограниченных количествах», – сообщает корреспондент «НИ» в Пензе Сергей ПОПЛЕВИН.
Ковры государственной важности
Впрочем, российским губернаторам есть к чему стремиться. На фоне президентов некоторых государств ближнего зарубежья даже самые «отпетые» руководители регионов выглядят образцом демократичности.
«Пожизненный» президент Туркмении Сапармурат Ниязов воспитал целое поколение идолопоклонников. Имя Туркменбаши восхваляет армия специально натренированных поэтов, композиторов, певцов, артистов и этим кормится. Наиболее талантливым из них туркменский руководитель – сам, как известно, крупный литератор – раздает премии величиной до 15 тысяч долларов, что для бедной республики целое состояние. Гостям Туркмении Ниязов дарит на память диски с песнями о самом себе и часы со своим портретом на циферблате. Амбиции Ниязова так велики, что он даже не смог отказать себе в удовольствии попасть на страницы Книги рекордов Гиннесса. Ковер под названием «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши» площадью 301 кв.м занесен в Книгу как самое крупное произведение ручной работы. Мучились над рекордсменом ковровщицы Бахарденского предприятия.
Впрочем, с тоталитарными лидерами случаются и курьезы. Однажды в газету Шкловского района Белоруссии «Ударный фронт» пришло письмо, подписанное неким ветераном. В нем стихи «советской выправки» про Лукашенко: «Шагаем твердо и спокойно / Единой, правильной тропой. / Нас не затронут бури, войны, / Когда есть Президент такой». И так далее. Письмо опубликовали, а потом весь Шкловский район читал составленное по первым буквам каждой строчки (в так называемом акростихе): «Лукашенко убийца». Одного из редакторов газеты уволили, а спецслужбы до сих пор безуспешно пытаются разыскать «ветерана». Как сообщает корреспондент «НИ» в Минске Вячеслав АНТОНОВ, известные в музыкальных кругах белорусские персоны стараются изо всех сил выслужиться. Композитор Эдуард Ханок в свое время посвятил Лукашенко песню «Товарищ президент». Но гимном «батьки» она не стала. Может быть, потому, что припев там начинался весьма двусмысленными словами: «Товарищ президент, настанет тот момент, когда вам до конца поверят люди». В середине 90-х в Белоруссии была очень популярной перепевка группой «Ляпис Трубецкой» песенки про Буратино. Только пелось не «Бу-ра-ти-но!», а «Лу-ка-шен-ко!»
Некоторые «придворные» готовы творить даром, другие рассчитывают на солидную «прикормку». Только отчего-то и в тех, и в других случаях герои нашего времени получаются какие-то слишком одинаковые. Они хороши до безобразия, их помыслы чисты, а поступки направлены исключительно во благо народа. Шедевры даже можно передавать по наследству от одного президента или губернатора другому. Надо только не забывать вовремя менять имена.
"Новые Известия"